Буклет о русском языке. Буклет "занимательная фразеология"

Блоки КИМ

В каждом блоке из 4-х вариантов даётся одна тема сочинения 15.3, отражающая ключевое слово-понятие текста для изложения .

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

3. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Критерий оценивания

С1К4 Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.

Вступление. Тезис

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1. Понятийный

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

2. Синонимический

Человечность – это гуманность, человеколюбие.

3. Описательный

Добро всё положительное, хорошее, полезное.

4. Комбинированный

Сострадание это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Критерий оценивания

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

но не прокомментировал его – 1 б.

Экзаменуемый дал неверное определение

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение.

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

    соответствовать данному понятию;

    иллюстрировать данное определение.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту ( автор ).

    Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста ( автор ).

    Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

    Примеры ( понятие ) можно встретить в жизни.

    Это определение можно доказать на таком примере.

    В подтверждение приведу также пример из жизни.

Критерий оценивания

С3К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Критерий оценивания

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2б.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б .

О почерке

Помните , что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому старайтесь писать не только грамотно , но и аккуратно, разборчиво , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Использованные источники

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.

ОГЭ 2015 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014. – 240с.

(Проект демонстрационного варианта КИМ ОГЭ-9 2015 г.)

Удачи на экзамене!

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ № 25 ст.Курской

Государственная итоговая аттестация

Основной государственный экзамен

по русскому языку

Советы по написанию

сочинения-рассуждения

Задание 15.3

Информационный буклет по литературе предназначен для обучающихся 11 класса.

Ресурс содержит краткий обзор жизни и творчества поэтессы «Серебряного века» русской поэзии Анны Ахматовой.

Фотоиллюстрации и фрагменты отрывков из стихотворений, высказываний поэтессы являются дополнительным наглядным материалом к уроку, который позволяет заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к личности и творческому наследию А. Ахматовой.

БУКЛЕТ

« Серебряный век» русской поэзии.

Максимилиан Волошин

Информационный буклет « Серебряный век» русской поэзии предназначен для обучающихся 11 класса и содержит ознакомительный материал о жизни и творчестве поэта Максимилиана Волошина.

Ресурс создан и используется с целью развития читательского интереса к литературному наследию России, воспитания чувства патриотизма и гордости за тех, кто воспевал всем сердцем свою Родину, несмотря на исторические катаклизмы.

Буклет предлагает вниманию обучающихся сведения о М. Волошине - поэте, человеке, художнике, взятые из достоверных источников. Отрывки из стихотворений и высказывания поэта помогают глубже понять его как интересную Личность. Сопровождается материал фотографиями и картинами Волошина.

Ресурс можно использовать на уроке литературы при прохождении темы, также как дополнительный материал при подготовке обучающихся к уроку и во внеурочной деятельности по предмету.

Буклет необходимо распечатать на цветном принтере и раздать обучающимся.

ПРОЕКТ - БУКЛЕТ

Актуальность проекта - буклета заключается в приобщении учащихся к эстетическим ценностям родной культуры через изучение литературного произведения, в активизации творческих способностей учащихся и формировании интереса к предмету в рамках требований современной жизни, также воспитание навыков самостоятельной работы.
В ходе работы над проектом была поставлена

Цель: обучение умению исследовательской деятельности учащихся, формирование умения работать с информацией.

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные: умение внимательно слушать товарища, самоконтроль, формирование мотивации к самообразованию;

2. Предметные: умение обобщить и систематизировать найденную информацию и разместить её в буклете.

3. Познавательные: умение узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

4. Регулятивные: применение метода информационного поиска.

5. Коммуникативные: развитие речи и творческого развития учащихся.

Деятельность учеников была направлена на развитие умения обобщать, систематизировать информацию; а также развитие творческих способностей обучающихся через создание собственных иллюстраций к басне И.А. Крылова.

В буклете дана краткая информация о жизни баснописца Крылова, занимательные факты из его биографии. Детям предлагается иллюстрация к басне. Необходимо угадать название басни, подобрать строки к данному изображению и самому побывать в роли иллюстратора - создать свою иллюстрацию к басне.

В работе даётся краткий словарь устаревших слов, встречающихся на страницах басен. Над толкованием слов дети работают самостоятельно, используя словари.

Тип проекта - краткосрочный. Срок реализации - 3 дня.

ИНФО - БУКЛЕТ для 5 класса

Рассказ « Никита»

Цель: развитие навыков сопоставительного анализа стихотворений и умения выделять общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; работа с репродукцией картины Васнецова «Алёнушка», воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

Лист индивидуальной работы

Фразеологизмы в художественной литературе

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены.

(Михаил Юрьевич Лермонтов. «Графине Ростопчиной»)

Николай Матвеевич отличался суеверием. На охоту или рыбную ловлю он обычно выходил ранним утром. Делалось это с целью, чтобы - Боже упаси - какая-нибудь баба не перешла дороги.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Зелёные горы»

В годину мрака и печали.
Как люди русские молчали,
Глас вопиющего в пустыне
Один раздался на чужбине.

Николай Платонович Огарёв. Предисловие к «Колоколу» Герцена

Он получал пенсию (сто пятьдесят франков) за ранение на войне, и эти гроши позволяли ему не кидаться очертя голову на слишком рискованные предприятия.

Алексей Николаевич Толстой. «Случай на Бассейной улице»

Если они так рассуждать будут, мы им самим сделаем от ворот поворот .

Елизар Юрьевич Мальцев. «От всего сердца»

Wikipedia . org

razumniki . ru

slovari . yandex . ru ›БСЭ› Фразеология

Фразеологические синонимы - это фразеологизмы, имеющие близкие значения .

    «опытный» - стреляный воробей, травленый волк, тертый калач, собаку съел;

    «умный» - светлая голова, ума палата, голова на плечах, семи пядей во лбу;

    «плакать» -лить слезы, обливаться слезами, ревмя реветь, распускать нюни;

    «обязательно» - во что бы то ни стало,

чего бы это ни стоило, любой ценой, хоть

умри, хоть тресни, кровь из носа.

Фразеологические антонимы - фразеологические обороты с противоположными значениями.

    кот наплакал («мало») - хоть пруд пруди («много»);

    засучив рукава («старательно» - спустя рукава «небрежно»);

    семимильными шагами («быстро») - черепашьим шагом («медленно»);

    душа в душу («дружно») - как кошка с собакой («в постоянной ссоре, вражде»).

Фразеологические омонимы - фразеологизмы, одинаковые по составу,

но не связанные по смыслу

    до точки 1 - «точно, досконально, до мельчайших подробностей (знать)»;

    до точки 2 - «до отчаяния, до безвыходности (дойти)».

«Во фразеологизмах - душа и мудрость русского народа».

Выполнила:

Руководитель:

Фрафразео

Фразеологизмы

русского происхождения

    вывести на чистую воду (кого) - «разоблачить, раскрыть преступление» ;

    как в воду опущенный - «унылый, грустный человек»;

    прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы - «об опытном, бывалом человеке»;

    загребать жар чужими руками -

« пользоваться результатом чужого труда»;

    два сапога пара, сделаны на одну колодку - «одинаковые, похожие»;

    белены объелся – «делать глупости»;

    как в воду глядел «верно предсказывать грядущие события»

Фразеологизмы

старославянского происхождения

    внести свою лепту - «принять в каком-то деле своё посильное участие»;

    допотопные времена – «доисторические времена»;

    манна небесная – «неожиданная удача, чудесная помощь»;

    до второго пришествия – «ждать неопределенно долго»

Фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Каждое отдельное слово, потеряло своё первоначальное значение. Они приобрели совсем иной, общий для них смысл.

(словарь С. И. Ожегова)

Признаки фразеологизмов:

1) в предложении являются одним членом (подлежащим, сказуемым, определением и т.д.), вследствие подобия по грамматической отнесённости к какой-либо части речи: не от мира сего (прил.); прокрустово ложе (сущ.); на всю катушку (нареч.); батюшки святы! (межд.);

2) фразеологизмы употребляются в переносном значении (например, в значении «тёртый калач» – никакого потёртого калача нет, но зато есть значение - опытный в каком-либо деле);

3) на другие языки фразеологизмы дословно не переводятся – их необходимо заменять на соответствующий по смыслу и стилистической окраске фразеологизм, бытующий в языке, на который делается перевод.

Виды фразеологизмов

с точки зрения стилистической окраски

1. Нейтральные – употребляемые во всех стилях речи: замкнутый круг, правое дело, доживать век, с замиранием сердца, знай себе цену, игра воображения, прийти в сознание.

2. Книжные – употребляются в книжных стилях, преимущественно в письменной речи: зондировать почву, пойти по стопам, искушать судьбу, исчезнуть с лица земли, египетская казнь, камень преткновения, авгиевы конюшни.

3. Разговорные – используемые преимущественно в устной форме общения: жить припеваючи, за семью замками, глаз радуется, как на иголках, сквозь зубы, первый блин комом, семь пятниц на неделе .

4 . Просторечные – отличаются от разговорных сниженностью, грубостью: на кудыкину гору, дать промашку, дурить голову, плевое дело, дойти до ручки.

Фразеологизмы

литературного происхождения

    слона-то я и не приметил (И. Крылов) - «не заметить главного»;

    на деревню дедушке (А. П. Чехов) - «послание в никуда, без адреса, неточность, неясность»;

    рыльце в пуху (в пушку) (И. А. Крылов) – «быть причастным к неблаговидному поступку, действию, событию»;

    блоху подковать (Н. С. Лесков) – «проявить мастерство, необыкновенную выдумку в каком-либо деле»;

    а Васька слушает да ест (И. А. Крылов) – «один говорит, а другой не обращает на него внимания»;

    делить шкуру неубитого медведя (Ж. Лафонтен) – «обозначает необоснованные надежды».

Фразеологизмы из мифов Древней Греции

    оседлать Пегаса – «начать писать стихи»

    дары данайцев – «дары, гибельные для получателя»

    Необходимо осознать, что в речи есть нелитературные выражения (для этого можно записать свою речь на диктофон и прослушать).

    Надо расширять словарный запас. Для этого читаем как можно больше художественной литературы.

    Когда разговариваем, не надо торопиться. Необходимо думать над каждым словом, которое собираемся произнести.

    Помощь семьи (родителей) также важна. Родители должны следить за речью своих детей.

    Если писать изложения и сочинения, с «врагом» будет легче справиться.

    И надо развивать уверенность в себе. Ведь зачастую неуверенные в себе люди «прикрываются» нелитературными словами.

Пословицы:

1) Хорошую речь приятно слушать.

2) Говорит красно, да слушать тошно.

3) Язык языку весть подает.

4) Язык мягок: что хочет, то и лопочет (чего не хочет, и то лопочет).

5) Нечего говорить, да: а? Нечего говорить, так: тово-воно, как оно.

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Речевая культура современных школьников.

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

А.Н. Толстой

Сленг.

Эмо.

Сленг.

Значение.

«Позер»

Подражатель.

«Вэнсы»

обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кедов.

«Тоннели»

круглые большие дырки в ушах, а также сережки, вставленные в них, пустые внутри.

Готы.

Сленг.

Значение.

«Покойся с миром»

Пока.

«Ангст»

Тоска.

«Катафалк»

любой наземный транспорт.

Рокеры.

Сленг.

значение

«Косуха»

Кожаная куртка

«Канцик»

Концерт.

«Музон»

Музыка.

Как разговаривают мои одноклассники?

Молодёжный сленг.

Сленг.

Значение.

«Тича»

учитель

«Лафа, катать вату»

бездельничать

«Стыбрил»

украл

«Шпора»

шпаргалка

«Тема»

отлично

«Бро»

брат

«Зырить»

смотреть

«Стучать»

ябедничать

«Ништяк»

хорошо

«В лом»

лень

«Облом»

когда действительное не совпало с ожиданием

«Чувак»

парень